9 декабря 2022 г. на базе Центра опережающей профессиональной подготовки состоялась дискуссионная площадка «Эффективная модель сетевого взаимодействия «школа — учреждение дополнительного образования – ссуз» как инструмент популяризации приоритетных направлений подготовки кадров в Республике Марий Эл.

Елена Бурмистрова, начальник отдела профессионального образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл, открыла мероприятие, определив целевые ориентиры межведомственного взаимодействия в профориентационной работе. Она выделила основные приоритеты экономического развития Республики Марий Эл для учета в работе со школьниками:

Мероприятие состоялось в рамках деловой программы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические приоритеты и инновационные механизмы современного дополнительного образования».

Участие в работе дискуссионной площадки приняли представители Минобрнауки Республики Марий Эл, Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл, члены Республиканского межведомственного совета по профориентации, специалисты Центра опережающей профессиональной подготовки Республики Марий Эл, Регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Марий Эл, специалисты отделов образования администраций муниципальных районов республики, представители профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей Республики Марий Эл.
Всего- 63 участника из всех муниципалитетов республики.

Елена Бурмистрова, начальник отдела профессионального образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл, открыла мероприятие, определив целевые ориентиры межведомственного взаимодействия в профориентационной работе. Она выделила основные приоритеты экономического развития Республики Марий Эл для учета в работе со школьниками:

  • IT-кластер и инновационная промышленность,
  • Сельское хозяйство (АПК),
  • Строительство,
  • Транспорт и связь,
  • Сфера услуг,
  • Туризм, предпринимательство, социальная сфера и лесная отрасль.

Диалог руководителей ЦОПП (И.Л. Петрова) и РМЦ допобразования детей Республики Марий Эл (Н.Н. Галямова) о ресурсных возможностях сетевого взаимодействия систем дополнительного и профессионального образования региона показал предпочтения школьников старшей школы в выборе своего профессионального будущего (по итогам проведенного анкетирования), дефициты и возможные пути взаимодействия.

«Дополнительное образование, — по мнению Ирины Петровой, — способно создать условия для профессионального самоопределения школьников, так как именно здесь закладываются основы профессионального развития личности и создаются предпосылки для ее успешного профессионального становления. Само дополнительное образование уже сущностно мотивированное образование, позволяющее детям приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно, оно очень значимо в ранней профессиональной ориентации.”

Ключевой активностью дискуссионной площадки стала нетворкинг-сессия «Определение целевых ориентиров и эффективных инструментов профориентации школьников 6-11 классов в системе «школа — учреждение дополнительного образования – ссуз».

Нетворкинг-сессия — это технология, формат коммуникации, который позволяет обсудить общие проблемы и обменяться опытом, установить гибкие связи, взаимодействие, новые знакомства и выявить общие интересы.

Вместе с Еленой Конаковой, зав. отделом УМР и профориентации, участники сессии разграничили понятия “профессиональное самоопределение” и “профессиональная ориентация”, определили векторы профессионального самоопределения детей разного возраста и направления профориентационной работы.

Участники сессии распределились на группы по трем возрастным категориям (6-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы), задачей которых стала выработка эффективных форматов профориентационной работы в фокусе взаимодействия «школа — учреждение дополнительного образования – ссуз». Важным стало участие в группах представителей работодателей, ЦЗН, РОИВ.

Рабочая группа возрастной категории 6-7 классы. Модератор — Наталья Галямова, руководитель Регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Марий Эл.

  • Для учащихся 6-7 классов были предложены мероприятия по информированию о мире профессий, осознанию ребенком своих профессиональных предпочтений, направленные на воспитание ценностного отношения к результатам труда. Для подростков имеют значение виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих.
  • Для этого возраста уже становится недостаточно мероприятий по знакомству с профессиями. Необходимо искать личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; говорить о требованиях профессии к человеку, изучать собственные интересы и возможности. Школьников 6-7 классов нужно знакомить с правилами планирования профессиональной карьеры.

Главными инициаторами профориентационных мероприятий в этой возрастной категории являются общеобразовательные организации и учреждения дополнительного образования.

Рабочая группа возрастной категории 8-9 классы. Модератор — Елена Конакова, зав. отделом ЦОПП Республики Марий Эл.

  • В 8-9 классах происходит формирование образовательного запроса, соответствующего интересам, способностям и ценностным ориентациям. В рамках профориентационной работы необходимо формировать представления о правилах выбора профессий, умения адекватной оценивать личностных возможностей в соответствии с требованиями профессии или специальности, знакомить с колледжами и техникумами муниципального района и республики в целом.

Ключевыми инициаторами профориентационных мероприятий в этой возрастной категории являются профессиональные образовательные организации, общеобразовательные организации, ЦОПП.

Рабочая группа возрастной категории 10-11 классы. Модератор — Ирина Петрова, руководитель ЦОПП Республики Марий Эл.

Форматы мероприятий для подростков 10-11 классов направлены на оценивание готовности к избираемой деятельности и коррекцию своих профессиональных планов. Ключевыми здесь становятся мероприятия с представителями мира труда, освоение первой профессии и, даже, возможно временное трудоустройство.

Основными инициаторами профориентационных мероприятий в этой возрастной категории являются образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, ЦОПП, работодатели, центры занятости населения во взаимодействии с общеобразовательными организациями.

В подведении итогов нетворкинг-сессии модераторы рабочих групп при экспертном участии представителей работодателей и органов исполнительной власти республики презентовали результаты работы, сделав акценты на предложенных схемах взаимодействия и различающихся ключевых инициаторах профориентационных мероприятий в разных возрастных группах.

Главным результатом мероприятия стало понимание значимости объединенных усилий и ресурсов в общем деле, готовность к взаимодействию, налаживание контактов. Это начало большого совместного пути в создании условий для детей и молодежи по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации.

Итоги генерации совместных идей можно увидеть в итоговой презентации.

Отдельным мероприятием стала презентационная экскурсия по ЦОПП Республики Марий Эл с обсуждением использования функциональных возможностей в дополнительном образовании детей.